Велик и могуч русский язык...
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация
Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
Электронные ресурсы
Сетевые ресурсы

Объявления
Проекты
Это интересно
Блиц-опрос "Знатоки истории"
Дорогие историки и все, кто интересуется и любит историю!
Для вас открывается возможность поучаствовать в нашем блиц-опросе с еженедельным обновлением вопросов.
Ответ на предыдущий вопрос

4 вопрос декабря
10 декабря  1901 г. шведский  король  впервые  вручил:




  

18.10.2012
Велик и могуч русский язык...

Русский языкодин из восточнославянских языков, один из наиболее распространенных по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространенным из славянских языков и самым многочисленным языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя также значительная и географически большая часть русского языкового ареала находится в Азии) и одним из самых распространенных индоевропейских языков. Входит в пятерку самых переводимых языков мира.

1.543.949 – ЧЗ
Поповская Л.В. Русский язык и культура речи: основы культуры речевой деятельности: практикум / Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко; под ред. Л.В. Поповской. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 472 с. – (Высшее образование).

« Практикум» содержит упражнения по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», представленной в аспекте культуры речевой деятельности. Дидактический материал нацелен на усвоение основ культуры говорения и письма, слушания и чтения. Эмпирическим материалом служат художественные, публицистические, мемуарные и другие тексты. Соответствует Государственному образовательному стандарту. Предназначается для студентов вузов. Может быть использован на довузовской и послевузовской ступенях образования, а также для самообразования на любом уровне. Рекомендуется тем, кто интересуется проблемами языка и речи в устной и письменной формах, кто любит русский язык и русскую речь.

1.564.515 – ЧЗ
Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. Учебное пособие. Изд. 3-е. – М.: КомКнига, 2011. – 296 с.

В настоящем пособии, написанном известным отечественным языковедом А.Б. Шапиро (1890 - 1966), вопросы пунктуации излагаются на синтаксической основе и дают возможность вместе с усвоением пунктуационных правил углублять знания по синтаксису русского литературного языка. Действующие в русском языке правила пунктуации поясняются примерами из классической русской и советской литературы. Для лучшего понимания и усвоение материала в приложении предлагаются упражнения для самостоятельной работы.

Книга рекомендуется филологам всех специальностей, преподавателям русского языка, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов вузов, а также всем, кто изучает русский язык самостоятельно.


Знание русского , - языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы, - теперь уж не такая редкость…

Энгельс Ф.

1.554.513 – ЧЗ
Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 176 с.

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного филолога А.Д. Швейцера (1923 - 2002), в которой рассматриваются проблемы социолингвистической теории: предмет социолингвистики, ее понятийный аппарат, отношение к семиотике, стилистике, теории перевода. Кроме того, анализируются проблемы билингвизма, языковой ситуации, языковой политики и др.

Книга рекомендуется языковедам, социологам, преподавателям иностранных языков, студентам и аспирантам филологических факультетов вузов, а также всем, кого интересуют проблемы, рассматриваемые в рамках социолингвистики.

1.520.028 – ЧЗ
Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. Л.Н. Чурилина. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 416 с.

Предлагаемое пособие включает развернутую программу учебной дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики», хрестоматию и систему заданий творческого и проблемного характера. Издание призвано обеспечить изучение цикла общелингвистических дисциплин: «теория языка», «Общее языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики», включенных в блок специальных дисциплин государственного образовательного стандарта по направлению «Филология», а также в образовательный стандарт подготовки магистров по направлениям «Филология» и «Языковое образование».

Для студентов, магистров, аспирантов, преподавателей-филологов.

1.554.515 – ЧЗ
Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание / Отв. Ред. А.В. Десницкая, предисл. Ю.С. Маслова, послесл. В.Б. Касевича. Изд. 2-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 344 с.

Книга содержит избранные работы и библиографию публикаций С.Д. Кацнельсона (1907 - 1985) – одного из ведущих советских языковедов по теории и истории языкознания, проблемам языка и мышления, типологии, различным аспектам сравнительно-исторического языкознания.
В составе сборника включены две статьи автора, не вошедшие в издание 1986 г.: «Содержательно-типологическая концепция Вильгельма Гумбольдта» и «Теоретико-грамматическая концепция А.А. Потебни».

Предназначается для специалистов-языковедов, а также всех интересующихся философией языка.

В продолжение XVIII века ново-русская литература вырабатывала тот научный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать, и самые отвлеченные идеи германской метафизики и легкую, сверкающую игру французского остроумия.

Герцен А.

1.523.137
В пособии раскрываются цели и задачи, содержание и технолого–методические пути и приемы педагогической практики студентов педагогического колледжа. Внимание акцентировано на современных требованиях и подходах в организации педагогической практики.

Для учителей, методистов, стажеров, студентов педагогических колледжей.

1.516.869 – КХ
Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев.

Учебное пособие содержит изложение теоретических вопросов современного синтаксиса, ориентированных главным образом на выполнение студентами языкового анализа. Кроме того, к наиболее сложным случаям прилагаются опережающий комментарий и подробные образцы разбора синтаксических единиц разного уровня. В конце каждого раздела содержатся контрольные вопросы, упражнения и лабораторные работы, которые могут служить материалом для проведения практических и семинарских работ, а также использоваться студентами в качестве подготовки к зачету или экзамену.

Для студентов филологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Может быть также рекомендовано аспирантам и преподавателям высших учебных заведений гуманитарного профиля.


Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры … Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Куприн А.И.


1.528.305 –КХ
Чепасова А.М. Существительные в современном русском языке: учеб. пособие / А.М. Чепасова, И.Г. Казачук. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 272 с.

Пособие посвящено одной из сложнейших и важнейших частей речи – существительному, которое характеризуется с семантической, грамматической, словообразовательной сторон. Книга состоит из четырех разделов, каждый из которых включает краткие теоретические пояснения по теме и многочисленные практические задания, различающиеся объемом, степенью трудности, характером конкретных задач.

Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.

1.528.317 – КХ
Лексические и фразеологические предлоги в современном русском языке: учеб. пособие / А.М. Чепасова, Т.Г. Голощапова, Н.А. Павлова и др.; науч. ред. В.М. Мокиенко. – 2-е изд., испр. И до. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 176 с.

В пособии предлагается система теоретических положений и практических заданий, которая позволяет выявить основные свойства, отношения и функции лексических и фразеологических предлогов современного русского языка, углубить знания по этому разделу программы, развить лингвистическое и, шире, диалектическое мышление, научиться самостоятельно анализировать языковой материал.

Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей – словесников.

1.569.056 - КХ
Рахматуллина Э.А. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие / Э.А. Рахматуллина; Моск. Гос. ун-т печати им Ивана Федорова. – М.: МГУП им Ивана Федорова, 2011. – 96 с.

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности: издательское дело и редактирование, издательское дело.


Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

Фурманов Д.А.


916 724
В книге дается представление о роли русского языка в международных культурно-исторических связях, о структуре и функциях современного русского языка. Рассматриваются научные и методические проблемы описания и преподавания русского языка иностранцам.

1.552.801 – КХ
Современный литературный русский язык: учебник / под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова, проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 916 с. – (Университеты России).

В учебнике излагается систематический курс современного русского литературного языка. Авторы – известные ученые – представляют разные лингвистические школы – московскую и петербургскую.
Теоретическое положение сопровождаются сведениями, связанными с их реализацией на практике, и подкрепляются иллюстративным материалом. Издание включает ряд тем, ранее в учебниках вообще не затрагивавшихся (например, «Функциональная грамматика», «Активные процессы в современном русском языке»).

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным, в том числе филологическим специальностям.

1.569.454 – КХ
Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб. пособие / Ж.В. Ганиев. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 200 с.

Пособие охватывает четыре взаимосвязанных раздела дисциплины «Современный литературный русский язык»: фонетику, графику, орфографию, орфоэпию. Фонетический уровень состоит из иерархически взаимодействующих ярусов – фонемы (и их репрезентанты - звуки), слоги, фонетические слова, синтагмы, фразы, фоноабзацы, тексты. Каждый из ярусов всесторонне рассмотрен в пособии; фонемный ярус анализируется в традициях Московской фонологической школы. В орфоэпии основное внимание уделено постановке публичного (профессионального) произношения, в связи с чем привлекаются труды Л.В. Щербы и его школы в исследовании стилей (кодов) произношения.

Для студентов филологических факультетов, представителей публичных профессий – политиков, преподавателей, журналистов и др.

1.157.119 - КХ
История русского языка. Памятники ХI – XIII вв. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 356 с.

Сборник посвящен источниковедческому анализу памятников истории русского языка как древних, так и более позднего периода.
Содержание настоящей книги составляют статьи, в которых раскрывается значение определенных категорий старинных рукописей для изучения исторического синтаксиса; статья, характеризующая лексическое наполнение Переписной книги Оружейной палаты; освещаются некоторые лексические факты перевода Хроники Иоанна Малалы; с источниковедческих позиций рассматривается лексика Отказных книг; рассматриваются также отражения безударного вокализма и консонантизма в русской скорописи XVII в. Анализируются особенности русской скорописи первой половины XVII в. печатаются лингвистические воспроизведения текстов XVI – XVIII в.

1.555.443 - КХ
Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2006 - 2009 / Сб. статей. - М.: Древлехранилеще , 2010. – 554 с.

Книга продолжает серию сборников, издаваемых Отделом лингвистического источниковедения и истории русского литературного языка ИРЯ РАН. Здесь представлены исследования источниковедческого характера по истории русского и церковнославянского языка, посвященные как древним рукописям, та памятником позднейшего времени. Публикуются материалы, имеющие значение для решения вопросов исторической фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и текстологии, палеографии, графики и орфографии. Издание рассчитана на языковедов и специалистов по древнерусской и церковнославянской письменности, а также на читателей, интересующихся историей русского языка и письменной культуры.


… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Гоголь Н.В.

1.141.628 - КХ
История русского языка. Исследования и тексты. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 401 с.

В сборнике нашли освещение многие стороны лингвистического источниковедения. Представлены лингвистическое и лингвотекстологическое исследование различных ярусов русского языка XI – XVIII вв. по оригинальным и переводным рукописным памятникам самых различных жанров (церковно-богослужебные тексты, рукописные тексты – «вести-куранты», деловые тексты различного назначения). Вводятся в научный оборот ранее не публиковавшиеся материалы XII и XVII вв. из архивов зарубежных стран (Англия, Швеция, Польша) и отечественных фондов (ГПБ, ЦГАДА). Даются библиографические сведения о публикациях и описаниях за рубежом древнерусских рукописей с 1971 по 1975 г.

973.841 - КХ
История русского языка (Древнерусский период). – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1976. – 185 с.

Первый выпуск серии «История русского языка» включает статьи и заметки, посвященные фонетике, грамматике и словообразованию древнерусского языка (XI – XIV вв.). Многие статьи основаны на оригинальном материале, извлеченном из рукописных источников. В работах строго различаются понятия памятника (рукописи) и текста (произведения), учитываются разные функционально-стилистические сферы древнерусского языка.

Издание может быть полезным для широкого круга лиц, интересующихся проблемами языка, истории, культуры и литературы Древней Руси, для студентов, аспирантов и преподавателей, изучающих и преподающих древнерусский язык.

1.300.356 - КХ
История русского языка и лингвистическое источниковедение. – М.: «Наука», 1987. – 261 с.

В книге разрабатываются идеи исторической русистики и методика изучения истории различных сторон русской языковой системы, касающиеся проблем исторической фонетики и морфологии, синтаксиса и словообразования, лексики и текстологии, графики и орфографии.


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Гоголь Н.В.

1.491.857 – КХ
Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2001. – 304 с.

Освещены активные процессы в русском языке конца XX в. – в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества. Широко представлена языковая вариантность в ее отношении к литературной норме. Особое внимание уделено лексике средств массовой информации как наиболее очевидному источнику изменений в словарном составе русского языка.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Филология», «Лингвистика», «Журналистика», «Книжное дело», «Издательское дело и редактирование». Представляет интерес для языковедов, философов, культурологов, работников печати, литературоведов, учителей и преподавателей, а также широкого круга читателей.


Два языка – два крыла

Как белый конь и черный конь в одной упряжке,
Несут два языка меня сквозь дни и ночи.
Два языка, как два крыла, в любом ненастье
Всегда готовы унести в полет заветный.

А. Михайлов.


1.555.868
Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Н.Г. Самсонов, Л.Н. Самсонова. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2010. – 244 с.

Авторы книги, специалисты в области слова, ведут разговор об умении владеть живым словом. Также пособие поможет воспитанию серьезного и ответственного отношения к русскому языку – государственному языку Российской Федерации.

Пособие предназначено для учителей и учащихся старших классов школ.

к38.001
Самсонов Н.Г. Русский язык в Якутии. – Якутск: Кн. изд-во, 1982. – 184 с.

Монография посвящена актуальной проблеме взаимодействия русского и других языков на территории Якутии со времени ее добровольного вхождения в состав Российского государства до наших дней, функционированию русского языка на северо-востоке Сибири, его благотворному влиянию на развитие просвещения, культуры и языков народов Якутии до и после Октября.

Книга рассчитана на специалистов, а также на тех кто интересуется данной темой.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенной знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Семен Данилов

к81.392 - КХ
Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в системе школьного образования: Сборник научно-методических статей. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. – 113 с.

Научно-методический сборник содержит статьи, представленные студентами, аспирантами, соискателями и преподавателями кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета ЯГУ, в котором исследуются актуальные вопросы методики преподавания русского языка и литературы в поликультурном языковом пространстве РС (Я), рассматривается с точки зрения формирования компетенции проблема лингвистического и литературного образования учащихся школ нашей республики. В ряде статей большое внимание уделяется методике развития связной речи, сопоставительному анализу на уроках языка и литературы, лингвистике и анализу текста.

Тематика статей сборника направлена на дальнейшее совершенствование содержания образования в школах Республике Саха (Якутия).

к92.435 – КХ
Колодезников С.К. Актуальные вопросы литературного образования в общеобразовательной школе: Учебное пособие. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. – 207 с.

В учебном пособии рассмотрены вопросы преподавания литературы в общеобразовательной школе. Автор показывает современное состояние учебно-методического комплекса по литературному образованию, уровень литературного развития учащихся, освещает методическую систему изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы, методику учебно-воспитательной работы.

В Якутии русскому языку и кириллической письменности уделяется большое внимание. С 2001 года, по указу первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, ежегодно19 ноября празднуется день русского языка, приуроченный к годовщине дня рождения Михайло Ломоносова, составившего грамматику, в наибольшей степени повлиявшую на сложение современного русского языка. Также 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко Дню памяти св. Кирилла и Мефодия. Национальный комитет Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО предложил объявить 2011 год – 300-летие со дня рождения Михайло Ломоносова – Международным годом русского языка.


к96875
Петрова Т.И. типология перевода якутского эпоса олонхо на русский язык / Т.И. Петрова. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. – 134 с.

В монографии систематизирована многолетняя работа, проведенная по сбору, публикации, а также переводу якутского героического эпоса олонхо на русский язык, представлен опыт текстологического изучения переводов.
Выполнена в рамках творческих конкурсов по реализации принятой Правительством РС (Я) «Государственной целевой программы по сохранению, защите и популяризации эпического наследия коренных народов Республики Саха (Якутия) на 2005 – 2006 гг.»

Для фольклористов, лингвистов, студентов гуманитарных специальностей, а также лиц, интересующихся вопросами перевода произведений устного народного творчества на языке Саха.

к98349
С января 2006 г. Научно-исследовательский институт национальных школ РС(Я) издает 6 научно-методических журналов: «Чемчуук саас» (Дошкольный возраст), «Бастакы уктэл» (Первая ступенька), «Тереебут тыл уонна литература» (Родной (Якутский) язык илитература), «Иитии кыьата» (Школа воспитания), «русский язык литература в якутской школе» и «Таткачирук» для школ малочисленных народов Севера. Журналы выходыт 4 раза в год. Все журналы, кроме «Тереебут тыл уонна литература», принимают материалы и на русском языке.

Все издания занесены в федеральный каталог российской прессы «Почта России».